Еще раз о технологии смыслового чтения

info 4По данным международного исследования PISA, в котором оценивается грамотность чтения, наши школьники уже несколько лет показывают результаты ниже средних международных показателей.

Вот поэтому Федеральные стандартывключают как обязательный компонент «овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями   и задачами».

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС, важнейшее средство социализации учеников.В новых стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных программ, среди которых особое внимание уделяется смысловому  чтению и работе с текстом.

Цель его – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Сегодняшние  школьники должны:

  • • понимать и ориентироваться в содержании текста;
  • • находить нужную информацию;
  • • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • • структурировать текст, используя списки, ссылки;
  • • использовать в тексте зрительные образы;
  • • интерпретировать текст;
  • • отмечать при необходимости неточность получаемой информации;
  • • применять полученный опыт для высказывания  своей точки зрения.

Мне,  учителю   физики,   постоянно приходится работать с текстами при описании различных физических законов, явлений,  процессов, наблюдаемых в повседневной жизни, в быту,  в природе. При этом  я могу  проверить:

  • • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • • понимание смысла физических терминов;
  • • умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

Ежегодно  мы  встречаем такую форму заданий в ОГЭ (3 задания с текстом),

ВПР, ЕГЭ (задачи на анализ, описание, соответствие графиков). Опыт показывает, что сегодняшние ученики не любят читать, им трудно работать с текстовыми заданиями, особенно, если они длинные. А ведь в ОГЭ по данному тексту можно найти все три ответа. Только читай и перечитывай!

Работая долгие годы учителем, могу отметить,  что наиболее продуктивным является изучающее чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности. Чтобы овладеть изучающим чтением, я применяютакие  его приёмы:

- выделение ключевых слов;

- определение темы текста;

- выявление проблемы текста;

- определение основной мысли и аргументов автора.

Таким образом, всю систему работы на уроке я строю так, чтобы дети  (незаметно для самих себя) вновь и вновь возвращались к тексту, перечитывая его, разбирались в нем и понимали его.

Моя задача – привлечь моих ребят к упорному, творческому труду, научить преодолевать трудности, решать проблемы в жизненной ситуации. Они  должны уметь выделять в тексте главное, сравнивать, соединять, обобщать, делать выводы. И самое главное – наши дети должны быть успешными.

Считаю, что мой опыт работы по смысловому чтению и работе с текстом на уроках физики может быть использован учителями физики, а отдельные приемы – и другими преподавателями.

Источники информации

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. Свистунова Ю.С. Методическая работа "Понятие смыслового чтения" / Ю.С. Свистунова [Электронный ресурс]. – Режим доступа
  3. Хуторской А.В. Педагогические проблемы учителей [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2019.

Учитель физики МБОУ СОШ №4 г.Донецка Бауэр Т.М.